Для повышения безопасности поездок и предотвращения блокировки колёс при торможениях современные автомобили оснащаются антиблокировочными системами.
О необходимости ABS
Установка ABS обеспечивает надёжную работу тормозов при экстренных торможениях. На скользком дорожном покрытии при резком нажатии на педаль тормоза автомобиль может занести из-за того, что заблокированные колёса станут скользить по дороге. Нужен большой водительский опыт, чтобы справиться с управлением в таких ситуациях. Иногда и внушительный стаж вождения не помогает. Система антиблокировки тормозов призвана решить эту проблему. Специальные устройства не зависят от правильности выполняемых водителем действий, а в случае необходимости при торможении предохраняют от блокирования колёс.
Принцип действия ABS
Установка ABS сейчас предусматривается всеми ведущими фирмами и на многих моделях входит в стандартную комплектацию.
Электронная аппаратура передаёт на колёса импульсы давления, создаваемые тормозной жидкостью.
- устанавливаемые на колёсах для регистрации скорости их вращения датчики;
- блок электронного управления, обрабатывающий поступающие с датчиков данные и подающий команды на выполнение необходимых действий ABS;
- модулятор, отвечающий за изменения давления в магистралях тормозной системы.
Причиной блокировки колёс является избыточное давление в магистралях тормозной жидкости. Установка ABS осуществляется для того, чтобы электроника выдала приказ модулятору на быстрое снижение давления. Электромагнитные клапаны модулятора могут перекрыть магистраль, соединяющую главный тормозной цилиндр с колёсными цилиндрами, и в момент, когда давление повышается, открыть доступ тормозной жидкости в отсек гидроаккумуляторов.
Самые эффективные системы антиблокировки тормозов предусматривают индивидуальное регулирование создаваемого тормозной жидкостью давления в каждом колесе. Но это требует установить четыре датчика, четыре модулятора, организовать четыре канала управления, что обходится достаточно дорого.
Дешевле выйдет установка ABS, в которой датчики монтируются только на задних колёсах, и всего один канал управления передаёт команды на единственный модулятор.
Чтобы сохраняя эффективность системы, попытаться немного сэкономить, применяется ABS с датчиками на всех четырёх колёсах, но с двумя модуляторами и двумя каналами управления, которые отвечают за свои оси.
Трёхканальные ABS, предлагаемые некоторыми автомобильными фирмами, оснащены четырьмя датчиками вращения и тремя модуляторами, обслуживающими отдельно каждое переднее колесо и заднюю ось.
Разработки различных видов антиблокировочных систем не прекращаются, и предполагается, что в скором времени могут появиться относительно дешёвые ABS, которые станут неотъемлемой и обязательной частью всех автомобилей, надёжно обеспечивая безотказную и безопасную работу тормозов, помогая водителю легко справляться с управлением в любых ситуациях.